Дональд Лен: цирковые школы должны создавать новых артистов с особыми способностями

Кто такой профессиональный артист цирка сегодня и какой путь должен пройти ребенок, чтобы стать им?

Дональд Лен, президент европейской ассоциации высших цирковых школ «Караван», Испания

Современный цирк совсем не похож на тот, каким он был в XVIII или XIX веке. Мне достаточно рассказать об одном номере, чтобы вы составили представление о новом методе работы. Представьте себе человека, который сидит на берегу моря и смотрит на волны. Гимнаст берет в руки обруч и перекатывает его, внимательно следя за игрой света на его поверхности. Он начинает с поэтической ноты, передает впечатление, которое возникает при взгляде на воду. Перекатывая обруч, он разрабатывает новую технику работы с предметом, совершенно оригинальную, чтобы на этом языке рассказать зрителям про море.

Каждая цирковая школа обязательно должна предоставить своим ученикам новые инструменты для оригинального творчества, потому что обновление требуется постоянно. Сейчас обучение цирковому искусству демократизируется, сюда приходят люди, которые до этого работали в качестве танцоров или драматических актеров и искали новый способ самовыражения. Существует немало исследовательских центров, где проводятся эксперименты по синтезу разных видов искусств, и если опыт был удачный, то он передается другим школам. Если бы этой группы безумцев, которые постоянно играют с цирковыми техниками, не существовало, цирк никогда бы не создал ничего нового. Кстати, номер, о котором я вам рассказывал, был придуман еще в 80-х годах до появления Цирка дю Солей.

Итак, современные цирковые школы должны создавать новых артистов с особыми способностями. Бывают моменты, когда в процессе творчества мы видим рождение новой манеры исполнения. Не случайно сейчас цирковое образование приравнивается к университету: овладеть этой профессией так же сложно, как и построить карьеру в любой другой.

Например, один мой ученик получил несколько цирковых образований, ездил в Москву, потом учился в Стокгольме и в результате создал уникальный номер. Он подвешивает несколько канатов, чтобы они свободно провисали, как спагетти с вилки, и сочетает сразу несколько техник работы с ними: тут он и гимнаст, и эквилибрист, и скрипач. В процессе демонстрации разных техник артист сочиняет новый язык, на котором пишет поэму, играя на скрипке и балансируя на канатах. Здесь важно еще и его отношение к исполняемому номеру, и пластика в сочетании с музыкой.

Несколько месяцев понадобилось для реализации этого проекта. И вот номер представлен публике, а за пределами арены этот человек, только что игравший на скрипке и ходивший по канату, отвечает за монтаж конструкций для номера и является менеджером собственного проекта. Именно таков образ нового, современнейшего артиста нашей школы, который реализует все свои профессиональные навыки.

Сколько базовых техник должно преподаваться в цирковой школе, чтобы приготовить такого артиста с учетом его особенностей, способностей и предпочтений? Наша европейская ассоциация высших цирковых школ «Караван» провела несколько исследований, чтобы сформировать нужную для этого программу обучения. Нам кажется, что каждую пятницу ученики должны представить новую идею — не номер, не продукт, а именно идею, они должны критиковать друг друга, давать комментарии, искать интересные подходы во время репетиций. Если тебя это не волнует, как это может быть интересно публике? Один из наших преподавателей предлагает читать стихи при выполнении акробатического этюда, и каждое движение обогащается смыслом. Впоследствии, если стихотворение и не будет произноситься, останется некий эмоциональный дискурс, который почувствуют зрители.

Мы также стремимся объединять людей: вот уже восемь лет десять школ ездят на общий фестиваль, ради которого сочиняют маленькие композиции на двадцать-тридцать минут — не законченные номера, а маленькие созидательные отрывки. Иногда ученики из разных стран совместно готовят номер. Исполнители не знали друг друга прежде, у них разная подготовка, им надо научиться новым практикам и выполнять профессиональные требования дирекции — вовремя прийти, быть открытыми для идей других людей, одновременно защищать свои собственные идеи, учиться новым практикам. Возможно, впервые им приходится руководить своим временем, самостоятельно готовить себе пищу, гладить и стирать свою одежду. Поэтому, когда они выйдут в мир, у них будет возможность стать востребованными цирковыми артистами и реализовать любую профессиональную мечту.