Лариса Афанасьева: Главное — захотеть. Это не фабрика и не спорт.

Наш цирк существует 15 лет. На этапе возникновения нас интересовали две вещи: мы не хотели, чтобы дети вызывали жалость, и мы хотели настоящее цирковое пространство: не спортзалы и школы, не холлы детдомов, а свое пространство. Дальше возник вопрос: как мы будем развиваться?

Лариса Афанасьева, «Упсала-цирк»

Расскажу, какая система сложилась на сегодняшний день. Как наши дети попадают в цирк? Как правильно детям из группы социального риска предложить проект? Необходимо правильно их вовлечь и мотивировать. Ребята из «Упсалы» не приходят к нам сами, так как это в основном воспитанники коррекционных домов, приемников и так далее. Мы сами приходим к этим детям и говорим: «Ребят, мы самый крутой цирк в России». Прямо так. Это связано с тем, что в коррекционных школах учатся дети с заниженной самооценкой, и очень часто это не проблема их умственного развития, это — социальная задержка. Им стыдно, что они учатся в такой школе. А мы, например, говорим: «Парень, у тебя самые красивые уши, поэтому ты выбран в наш цирк». И он удивляется: «Как? Я??» Дальше мы говорим: «Но у нас будет кастинг. Нас не интересуют твои физические данные. Твой единственный талант — готовность ежедневно посещать мастер-классы». Те дети, которые работают, проходят отбор и попадают в наш шатер. Они говорят: «Вау!» Но ребенок не гость здесь, а полноправный участник. Это — правила игры.

Дальше — подготовительная неделя: они готовятся, знакомятся с правилами цирка и учатся ходить в душ. Каждый новый набор группы я определяю по запаху. И это деликатная и важная вещь: за неделю объяснить, что ты — артист, а для артиста важна гигиена. И для этого мы придумываем разные игры. Через неделю они проходят этапы посвящения, по завершении которых им выдается удостоверение настоящего циркового хулигана. Оно дает право приходить на все наши проекты. Это ценно, и ребята его очень берегут.

Основополагающая установка — это качество. Репетиции проходят пять раз в неделю: акробатика, пантомима, ритмика, актерское мастерство. Ребята ходят в музеи, смотрят кино, встречаются с интересными людьми. Акцент не делается исключительно на физике — это не омоновцы и не охранники. Все должно быть в гармонии.

И еще немного про набор. Год новые ребята должны наблюдать за остальными. Постоять на гардеробе, посмотреть, как работают артисты, осветители и т. д. Дальше их ждет экзамен из трех частей. Они должны захотеть научиться: жонглировать мечами, сесть на шпагат и так далее. Главное — захотеть. Это не фабрика и не спорт. Мотивация важна. Дальше ребята попадают в группу участников. То есть они участвуют в репертуарных спектаклях. Когда им исполняется 14, они проходят тренинг по волонтерству, и могут участвовать в наборе, помогать с обучением. В этот момент мы понимаем, кто может стать педагогом. Сейчас несколько выпускников стали нашими тренерами, и мы хотим эту преемственность развивать.