Форумы
Каждый год Цирк на Фонтанке приглашает лучших цирковых режиссеров, артистов, педагогов и продюсеров со всего мира, чтобы делиться опытом и вместе придумывать и создавать будущее нового цирка и уличного театра.
Каждый год Цирк на Фонтанке приглашает лучших цирковых режиссеров, артистов, педагогов и продюсеров со всего мира, чтобы делиться опытом и вместе придумывать и создавать будущее нового цирка и уличного театра.
Слава Полунин
«Первым делом мы хотели бы объединить усилия разных людей в разных странах в направлениях, которые нас сегодня интересуют: социальный цирк и новый цирк. Слова „социальный цирк“ означают, что искусство становится частью жизни, а не просто особенной областью фантазии. А „новый цирк“ — достаточно расплывчатое понятие. Нам не обязательно его до конца определять: мы его чувствуем. Мы хотим, чтобы цирк опять нас вдохновлял, заставлял верить в чудеса».
В этом году мы решили поговорить об искусстве жонглирования, об одном из старейших жанров, неизменно присутствующих в цирковых и уличных представлениях. При этом именно жонглеры стали одними из первых, кто создал спектакли нового цирка, где вдохновенно летающие мячики выражают самые тонкие эмоции и чувства.
Ждем вас на Форуме!
Слава Полунин
Клоунада: грани профессии и безграничность искусства
Главной темой форума стало искусство клоунады.
Причин для такого выбора множество: во-первых, клоуны — визитная карточка цирка. Без клоунов цирк теряет свое лицо и во многом свою привлекательность. Во-вторых, именно с клоунами дело сегодня в отечественном цирке обстоит неважно. Давно уже в манежах нет ни никулиных, ни поповых, ни енгибаровых. Цирковая клоунада много лет находится в серьезном кризисе. В-третьих, куратором нашей секции является настоящий специалист в области клоунады Слава Полунин. Это обязывает.
Мы пригласили на Форум лучших клоунов со всего мира. Тема клоунады для нас чрезвычайно важна, поэтому мы хотим не просто поговорить о проблемах этого искусства — мы издали три книги об истории и сегодняшнем дне клоунского искусства, провели два мастер-класса, сделали кинопоказ фильмов с участием лучших клоунов кинематографа и т.д.
Старики-разбойники: жизнь после цирка
Работа подсекции «Социоцирк» была посвящена старикам. Какой цирк может быть со стариками, скажете вы? Конечно, в 80 лет акробатом не станешь. Но в том-то и дело, что пенсия в цирке приходит значительно раньше, и люди, отдавшие лучшие годы жизни манежу, остаются не у дел. С другой стороны, цирк — это сказка, а сказочником можно стать в любом возрасте. Методы арт-терапии прекрасно работают для реабилитации пожилых людей после тяжелых заболеваний и способны продлевать жизнь . Не зря же во всех домах престарелых, например, Израиля старики рисуют, ваяют, пишут стихи, играют спектакли, а иногда и осваивают цирковые профессии… С этим уникальным опытом мы познакомили участников Форума.
Индустрия цирка: творчество, инвестиции, перспектива
В этом году соруководителем секции «Цирк» стал Вадим Гаглоев, генеральный директор компании «Росгосцирк».
На этой подсекции руководители ведущих цирков страны и мира говорили о цирке как об индустрии. Они обсудили важные вопросы продюсирования цирковых проектов, структурного преобразования современной российской школы клоунады и дрессировки животных в цирке.
Режиссура нового цирка и уличного театра
Проблемы режиссуры цирка и уличного театра требуют серьезного осмысления на всех уровнях: от сугубо творческого до организационного, связанного с воспитанием и образованием такого рода специалистов, острый дефицит которых ощущается повсеместно.
СоциоЦирк
Работающие по всей стране детские цирковые студии далеко не всегда дают молодым артистам правильный вектор развития. Поэтому в 2014 году «СоциоЦирк» занимался вопросами образования в цирках, где играют дети.
Новый цирк и уличный театр
Наивный и простодушный по своей природе, цирк с его культом оптимизма и энтузиазма все еще остается местом, после посещения которого ребенок может сказать вам, что хочет быть космонавтом, а не бизнесменом. Местом, где романтическая тяга к подвигу, к преодолению по-прежнему важна.
С другой стороны, наш цирк пока не находит языка, на котором его романтические идеи звучали бы одинаково привлекательно и для детей, лишь открывающих для себя мир, и для подростков, и для взрослых.
Поиски нового цирка — это не только художественные искания, но и попытка вернуть публику, которая из него ушла. Какие здесь существуют пути и методы, мы и хотели бы выяснить в ходе нашего форума.
СоциоЦирк
«СоциоЦирк» позволил докторам-клоунам со всего мира встретиться и обсудить арт-терапевтические методики, поделиться своим опытом работы с «особыми» детьми (в том числе — аутистами), беспризорниками, инвалидами, стариками, заключенными, наркоманами и другими группами людей, чей социальный статус часто заставляет общество отвернуться от них.